g_equality (g_equality) wrote,
g_equality
g_equality

Category:

ЗАБЛУЖДЕНИЯ О ГЕНДЕРЕ ГЛАВА 1 "Мы думаем, следовательно, вы существуете" (ч.1)

Продолжаем публикацию нашего перевода книги Корделии Файн "Заблуждения о гендере" (2010)
Предыдущие посты: введение ч.1, введение ч.2

Перевод первой главы выполнила Юлия Виноградова
Редакция: Lolita Akemino, Наталия Буткова
Мы думаем, следовательно, вы существуете.

«Чем дольше ко мне относились, как женщине, тем больше  я становилась женщиной. Я поневоле адаптировалась. Если ожидалось, что я не могу сдать назад или открыть бутылку, на удивление, так и происходило. Если считалось, что чемодан слишком тяжел для меня, необъяснимым образом таким он и начинал мне казаться».
- Джен Моррис, транссексуалка, описывающая свой опыт после перехода в автобиографии «Condundrum», 1987 [1].

Предположим, исследователь похлопает вас по плечу и попросит описать мужчин и женщин, опираясь на ваш культурный опыт. Вы беспомощно уставитесь на исследователя и воскликнете: «Но что же вы имеете в виду? Каждый человек уникален, многогранен, иногда даже противоречиво индивидуален, и учитывая поразительное разнообразие личных качеств, присущих каждому полу, да в разных обстоятельствах, социальных прослойках, возрастах, жизненном опыте, уровне образования, сексуальности и расовой принадлежности, будет бессмысленно даже пытаться распределять такое богатство и разнообразие в рамки двух примитивных стереотипов»? Нет. Вы возьмете карандаш и начнете писать [2]. Посмотрите на два списка, полученных в результате этого опроса, и вы обнаружите прилагательные, очень похожие на трактат восемнадцатого века о различных обязанностях двух полов. В одном списке, возможно, будут «коллективные» личностные качества вроде сострадательная, любит детей, зависимая, чувствительная в межличностных отношениях, заботливая. Это, заметьте, идеальные качества для человека, который хочет посвятить жизнь служению другим. Во втором столбце вы найдете описания «деятеля»: лидер, агрессивный, честолюбивый, обладающий аналитическим умом, соперничающий, доминирующий, независимый и индивидуалистический. Это идеальные качества для тех, кто хочет управлять миром и получать за это хорошие деньги [3].  Мне не нужно говорить вам, какие из этих характеристик женские, а какие – мужские: вы и так уже знаете. (Эти списки, как отметили социологи Сесилия Риджвей и Шелли Коррелл, идеально соответствуют стереотипам о «белых гетеросексуальных мужчинах и женщинах, представителях среднего класса» [4]).



Даже если вы лично не подписываетесь под этими стереотипами, есть часть вашего сознания, которая не так благородна. Социальные психологи обнаружили, что то, что мы сознательно сообщаем о себе, не дает нам полной картины [5]. Стереотипы, как и позиции, цели и идентичность также существуют на подсознательном уровне, и работают «без нашего осознания, намерения и контроля», заметили социальные психологи Брайан Нозек и Джеффри Хансен [6]. Неявные ассоциации могут быть определены как спутанная, но высокоорганизованная сеть связей. Они связывают друг с другом представления об объектах, людях, идеях, чувствах, себе самом, целях, мотивах и поведенческих моделях. Сила каждой из этих связей зависит от вашего прошлого опыта (и, что интересно, нынешних обстоятельств): как часто эти два объекта, скажем, или тот человек и то чувство, или тот объект и определенная модель поведения были связаны в прошлом [7].

Так что же подсознательно автоматически ассоциируется с женщинами и мужчинами? Различные тесты, которые социальные психологи используют, чтобы оценить действие неявных ассоциаций, основаны на предположении, что если вы предоставите испытуемому определенный стимул, это быстро, автоматически и ненамеренно активирует сильные ассоциативные понятия, действия, цели и т.д. в большей степени, чем слабые. Эти внедренные представления больше влияют на восприятие и основную модель поведения [8]. В одном из наиболее широко используемых тестов, компьютерном «Тесте имплицитных ассоциаций», или IAT (разработанном Энтони Гринвальдом /Anthony Greenwald/, Махзарин Банаджи /Mahzarin Banaji/ и Брайаном Нозеком /Brian Nosek/), участники должны объединить категории слов или рисунков [9]. Например, сначала им нужно сопоставить женские имена и «коллективные» личностные качества (например, «внимательная» и «поддерживающая») и мужские имена со словами «деятельными» (например, «индивидуалист» или «конкурирующий»). Участникам обычно проще сделать это, нежели чем сделать наоборот (объединить женские имена со словами «деятельными» и мужские – с «коллективными»). Это создает небольшую, но значимую разницу во времени реакции, что считается доказательством более сильных автоматических имплицитных ассоциаций между женщинами и «коллективными» качествами и мужчинами и индивидуалистическими «деятельными» [10].

Возможно, у вас возникнут такие же ассоциации, невзирая на то, что сознательно вы их избегаете. Причина заключается в том, что появление этих ассоциаций также является процессом, происходящим без осознанности, намеренности и контроля. Принцип, лежащий в основе обучения через ассоциативную память, прост: как очевидно из формулировки, это те ассоциации, что вы запоминаете из жизни. Поставьте женщину за любой пылесос в процессе уборки, и, однозначно, ассоциативная память подхватит этот образ. В этом есть свои преимущества – такой способ обучения не требует усилий и эффективен в том, что касается окружающего вас мира – но у него есть и свои недостатки. В отличие от осознанно выученного, над которым вы можете рефлексировать и быть избирательным в отношении своих убеждений, ассоциативная память, кажется, довольно неизбирательна в том, что захватывает. Скорее всего, она отбирает и отражает культурные шаблоны в обществе, СМИ и рекламе, которые могут вызывать ассоциации, которые вы сознательно не поддерживаете. Это означает, что если вы либеральный и политически корректный человек, то ваши имплицитные ассоциации вас не обрадуют. Между ними и вашим сознательным, мыслящим «я» будет много несогласия. Исследователи показали, что наши подсознательные представления о социальных группах часто весьма консервативны, даже когда наши сознательно транслируемые убеждения современны и прогрессивны [11]. В отношении гендера автоматические ассоциации категорий мужского и женского – не просто непрочные нити, ведущие к пенису и вагине.  Исследования имплицитных ассоциаций показывают, что мужчины чаще, чем женщины, подсознательно ассоциируются с наукой, математикой, карьерой, высоким положением и авторитетом. Женщины же чаще, чем мужчины, подсознательно ассоциируются со гуманитарными науками, семьей и семейственностью, эгалитаризмом и низким авторитетом [12].

Результаты серии экспериментов, проведенных Ниланжданой Дасгупта (Nilanjana Dasgupta) и Шаки Аскари (Shaki Asgari) в Массачусетском университете, дают нам представление о том, как СМИ и жизнь сама по себе могут усилить эти ассоциации, безотносительно наших осознанных убеждений. Эти исследователи рассматривали влияние информации, противоположной стереотипам. В первом исследовании они дали прочитать одной группе женщин серии коротких биографий женщин-лидеров (вроде Мег Уитмен /Meg Whitman/, на тот момент исполнительным директором e-Bay, и Рут Бейдер Гинсбург /Ruth Bader Ginsburg/, судьи Верховного Суда США). После этого женщинам соотнести в IAT женские имена со словами, означающими лидерские качества, было проще, чем людям из контрольной группы, которые не читали о женщинах-лидерах. Тем не менее, чтение об этих исключительных женщинах никак не повлияло на осознанные убеждения участниц эксперимента относительно женских лидерских качеств. Далее Дасгупта и Асгари рассмотрели влияние реального мира на подсознание. Они пригласили женщин из двух колледжей гуманитарных наук в США (один женский, а другой – совместного обучения). Ученые исследовали сознательное и подсознательное отношение к женским лидерским качествам в течение первых нескольких месяцев учебы и затем через год. Тип колледжа – совместного или раздельного обучения – не повлиял на обозначенные самими студентками убеждения относительно женских лидерских качеств. Тем не менее, он повлиял на их подсознательное отношение. В начале первого курса обе группы женщин медленно соотносили слова женского рода и слова, касающиеся лидерства, в IAT. Но на втором курсе женщины из женского колледжа испытывали меньше сложностей с этим заданием, в то время как в колледже с совместным обучением студентки выполняли его еще медленнее. Это расхождение связано с тем, что студентки в женском колледже больше взаимодействовали с преподавательницами, в то время как в колледжах совместного обучения студентки, особенно выбравшие математику и науку, меньше контактировали с женщинами на руководящих должностях. Другими словами, модели поведения в их окружении изменили гендерные стереотипы, представленные в подсознании [13].

Когда концепт гендера явно присутствует в окружении или когда мы идентифицируем человека как мужчину или женщину, гендерные стереотипы упрочняются. В течение нескольких лет социальные психологи исследовали, как эта активизация стереотипов влияет на наше восприятие других людей [14]. Но в последнее время их также заинтересовала вероятность того, что иногда мы сами можем видеть себя через призму задействованного стереотипа. Ведь, как выясняется, самовосприятие на удивление легко подвергается влиянию.

Возможно, отдаваясь на растерзание психоаналитику, вам не удастся заметить, как загорятся его глаза в ожидании изучения чего-то более приятного, чем его обычная рутинная работа. Однако даже если ваша личность не представляет ничего интересного для психотерапевта, для социального психолога найдется немало удивительного. Все это потому, что к вашему «я» прикреплено много ниточек – это крепкая, сложная, всегда переменчивая сеть. Как изящно выразился Уолта Уитмена: «Я широк, Я вмещаю в себе множество» [15]. И, хотя обладать «я», которое вмещает «множества», очень здорово, «множество» не может быть у руля одновременно. Лучше, когда из огромного Гардероба «Я» можно вынимать в нужный момент необходимые личностные составляющие.

Некоторые психологи называют ту часть «я», которая используется в данный момент – ту особую Я-концепцию, выбранную из множества – как действующее «Я» [16]. Как видно из названия, это не пассивная, вязкая сущность, которая неизменна изо дня в день, неделю за неделей. Скорее, действующее «Я» – это динамичный хамелеон, изменяющийся каждую секунду в зависимости от социального окружения. Конечно, сознание использует только то, что ему доступно, и для каждого из нас с определенными составляющими Я-концепции проще совладать, чем с другими. Но во всех нас довольно большая составляющая Гардероба «Я» занята стереотипными нарядами многих социальных идентичностей, которые есть у каждого (житель Нью-Йорка, отец, латиноамериканец, ветеринар, игрок в сквош, мужчина). Кто вы в данный момент – какая составляющая Я-концепции активна – сильно зависит от контекста. Иногда ваше активное «я» будет индивидуальным и уникальным, а иногда окружение подтолкнет ваше активное «я» к использованию социальных идентичностей. При использовании определенной социальной идентичности неудивительно, что самовосприятие в итоге становится более стереотипным. Из чего следует, что акцент на гендере оказывает такое же влияние [17].

читать дальше...
Tags: заблуждения о гендере, психология, стереотипы
Subscribe

Posts from This Journal “заблуждения о гендере” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments