g_equality (g_equality) wrote,
g_equality
g_equality

Category:

ЗАБЛУЖДЕНИЯ О ГЕНДЕРЕ ГЛАВА 6 "ИСКЛЮЧЕНИЕ И ПРИВАТНЫЕ ТАНЦЫ" (ч.1)

Продолжаем публикацию нашего перевода книги Корделии Файн "Заблуждения о гендере" (2010)

Предыдущие посты:
введение ч.1, введение ч.2 ,  глава 1 (ч.1), глава 1 (ч.2), глава 2 (ч.1), глава 2 (ч.2), глава 3 (ч.1)глава 3 (ч.2), глава 4 (ч.1), глава 4 (ч.2), глава 5 (ч.1), глава 5 (ч.2)

Перевод шестой главы: Елена Вольф
Иллюстрация: Ася Иванова
Редакция: Наталия Буткова




ИСКЛЮЧЕНИЕ И ПРИВАТНЫЕ ТАНЦЫ
Позвольте <…> женщинам продолжить их борьбу на протяжении еще одного-двух поколений; дайте мужчинам столкнуться с женщинами как с соперницами в борьбе за «экономическую независимость», в борьбе за место под солнцем; дайте мужчинам побороться с женщинами в политике; пусть визжащее хулиганство воинствующих суфражисток продолжится и усугубится; и, самое главное, дайте феминисткам воплотить в жизнь их программу большей свободы для женского пола - с разрушением брака и домашнего очага; тогда женщины действительно обнаружат, что галантность и рыцарство исчезли, а на их месте возникла грубая мужская сила, которая поставит женщин на их место.
— Уильям Томпсон Седжвик (William T. Sedgwick), профессор биологии и здравоохранения в Массачусетском Технологическом Институте (1914) [1]


В отличие от многих своих современников (которые, как мы знаем, делали такие пессимистичные прогнозы, как «сумасшествие от голосования» или «дисфункция яичников из-за излишнего обучения»), Седжвик на самом деле был отчасти прав. Женщинам предлагается выбор между кнутом и пряником, то есть тем, что социальные психологи Питер Глик (Peter Glick) и Сьюзен Фиске (Susan Fiske) называли доброжелательным и враждебным сексизмом соответственно. До тех пор, пока женщины придерживаются своей традиционной роли, они могут греться в лучах стереотипов о «замечательной» женщине – заботливой, понимающей, поддерживающей, нуждающейся в мужской галантности - без нее мужчина не будет счастлив. Но женщина, стремящаяся к высокому статусу и позиции власти в обществе, рискует вызвать враждебный сексизм, «рассматривающий женщин как соперников в борьбе за власть» [2]. Враждебная дискриминация женщин на рабочих местах часто создается умышленно и осознанно. Она включает в себя «сегрегацию, исключение из определенных сфер, унизительные комментарии, притеснения и нападения» [3]. Это все еще происходит.

Следует сказать, что профессор Седжвик вряд ли ожидал, что подобная враждебность будет направлена на женщин и век спустя. Не потому, что, казалось бы, прошло достаточно времени для того, чтобы все привыкли к женщинам, занимающим рабочие места, некогда прибереженные мужчинами только для себя. Скорее потому, что он предсказывал, что мужчины остановят всю феминистическую деятельность и, «возвращая женщин обратно в их дома, произнесут: Вот где ваше место. И теперь тут и оставайтесь”» [4].

Казалось бы, настолько откровенное неприятие женщин – это всего лишь пережиток прошлого. Однако правовед Майкл Селми (Michael Selmi) утверждает, что «остаточная предвзятость» в сторону именно этой точки зрения (женщины – хранительницы очага, а мужчины – кормильцы семьи) может приводить к дискриминации на рабочем месте. Он полагает, что «наше восприятие дискриминации могло измениться больше, чем сама дискриминация поменялась на самом деле, и есть веские основания полагать, что намеренное и неприкрытое ущемление до сих пор остается существенным барьером на пути к равенству в карьере» [5]. Он основывает свой вывод на обзоре коллективных исков о дискриминации на рабочих местах в индустрии ценных бумаг и продуктовой отрасли, начиная с 90-х годов и до начала нулевых (как мы все знаем, колеса правосудия вращаются медленно). Как говорит Селми, во всех исках общей темой было исключение женщин из более высокооплачиваемых позиций с бóльшими карьерными возможностями; причем эти дискриминирующие решения основывались на стереотипных, ничем не подтвержденных предположениях о том, какую работу предпочитают женщины. «Женщины предпочитают работу без перспективы карьерного роста, потому что она лучше сочетается с семейными обязанностями», – это утверждали в свою защиту компании, когда их «счастливые» сотрудницы подавали против них иски. (Кстати, все дела были прекращены за согласием сторон).

Тем не менее, как отмечает Майкл Селми, у компаний не было никаких доказательств справедливости такой позиции. Действительно, энергичным, амбициозным женщинам, работающим, в частности, с ценными бумагами, приходится «предоставлять что-то в противовес основным стереотипам» [6]. Руководство не воспринимало подсознательно женщин недостаточно квалифицированными для лучших позиций. Напротив, они сознательно решили, что более оплачиваемые (и, что иронично, зачастую и более гибкие) вакансии предназначаются мужчинам, не дав женщинам шанса высказаться. Селми отметил, что несколько крупных предприятий в других сферах также обвинили в чем-то подобном.

Помимо гендерных стереотипов, преграды для представителей меньшинств на работе часто создает психологический закон притяжения – то, о чем говорят «свой своему поневоле друг». В недавнем исследовании, проведенном в форме интервью, люди, на данный момент или в прошлом работавшие на Уолл-Стрит (улица, на которой расположена биржа – прим.ред.), отметили, что организации, состоящие в основном из белых мужчин, предпочитают иметь дело с другими белыми мужчинами и этот факт принимается ими как должное. Это значит, что женщины и представители других рас не могут занять наиболее прибыльное рабочее место в индустрии ценных бумаг и вместо этого «остаются на должностях, не подразумевающих контакта с клиентами, и на работах с меньшим доходом» [7]. Общественное неодобрение также может создавать помехи для женщин, работающим в традиционно мужских областях. В докладе «Фактор Афины» (Athena Factor report) упоминается, что женщины, работающие в сферах науки, инженерии и высоких технологий, не получали информацию, которой удостаивались только «свои люди» и которая нужна была для движения вверх по карьерной лестнице. Одна из предпринимателей Кремниевой Долины, крупный игрок на рынке высоких технологий, взяла себе мужской псевдоним и обнаружила, что электронные письма, которые получал Финн”, кардинально отличались от тех, которые получала “Жозефина”. Финн мог сорвать куш, Жозефине же приходилось довольствоваться мелочью. Авторы доклада также описывают «альфа-технарей» как людей, обладающих плохими социальными навыками, но при этом весьма надменных, с чувством мужского превосходства. «Одна из участниц фокус-группы описала недавний неприятный опыт. Коллега-мужчина подошел к группе, где она была единственной женщиной. Мужчина пожал руку каждому мужчине, но избежал контакта с ней. Я чувствовала, что он не знает, как следует поприветствовать меня”, - отметила она. – Но также он не считал меня кем-то значимым. И поэтому в итоге он просто решил со мной и не здороваться”» [8]. По этому случаю можно понять, что в рабочей сфере спокойно принимается глубокое неуважение к женщинам. Любой интеллектуально полноценный взрослый человек, пусть даже имеющий достаточно слабые социальные навыки, способен запомнить социальную норму: пожимать руки всем, кроме одного, неприлично. Поразительно грубым кажется и поведение хирурга, о котором вспомнила Керин Филдинг (Kerin Fielding), одна из немногочисленных женщин-хирургов-ортопедов Австралии. Она помнит «много трудностей», с которыми ей пришлось столкнуться в процессе обучения, в том числе одного хирурга, отказавшегося работать с ней. Когда Филдинг встретила его несколько лет спустя, он снисходительно спросил, есть ли у нее пациенты, добавив оскорбительное замечание: «Наверное, только исправляете сломанные пальцы» [9].

К сожалению, проблема исключения женщин из некоторых сфер не исчезает за стенами офисов. Не может не огорчать, что во многих отраслях все еще хуже. На первый взгляд может показаться, что игра в гольф и поездка в местный стрип-клуб с приватными танцами не связаны между собой. Да, и то, и другое - это способ проведения досуга, но один из них традиционный, если не сказать консервативный, и подразумевает даже ношение носков с узором из ромбиков, а другой включает в себя обнаженных женщин, трущихся гениталиями о ширинку мужских брюк. Но что характерно для них обоих, так это то, что женщины не могут воспользоваться неоценимой возможностью работать с клиентами в неформальной обстановке.

В корпоративных продажах общение вне офиса для создания хороших отношений с клиентом – это очень важная часть рабочего процесса. К сожалению, наиболее популярные места для развлечений – поля для гольфа и стрип-клубы – вынуждают женщин держаться подальше от этих мероприятий. Многие гольф-клубы пребывают в уверенности, что женщины, играющие в гольф вместе с мужчинами или даже сами по себе – это противоестественно и нелепо. Даже тогда, когда женщины все-таки играют с мужчинами, площадки для первого удара на лунку для мужчин и для женщин находятся на разном удалении от лунки, и также в некотором смысле разделяют их. «Многие женщины сообщали, что мужчины устанавливали разные площадки для первого удара, чтобы не играть с представительницами другого пола, или просили их поехать в другом электромобиле. <…> Можно сказать, разные площадки – это попытка исключить женщин, раз уж пришлось играть с ними вместе», - докладывают Лори Морган (Laurie Morgan) и Карин Мартин (Karin Martin), социологи Мичиганского университета, изучавшие опыт женщин-специалистов по продажам [10].

Другим популярным местом развлечений, создающим «огромные проблемы» для профессиональных специалисток по продажам, как обнаружили Морган и Мартин, являются стрип-клубы. Наверное, нет ничего удивительного в том, что мужчины-коллеги и клиенты не хотят находиться в таких заведениях с женщиной из офиса: это испортит все удовольствие напоминанием о том, что женщины - больше, чем просто тела, видом которых можно наслаждаться. Специалистки «описывали, как раз за разом им говорили не приходить, не приглашали с собой, а некоторые были даже обмануты мужчинами, пытающимися втихаря сбежать в стрип-клуб». Но эти женщины были настроены решительно. Несмотря на то, что находиться в таких местах было для них крайне неловко («им было не по себе, они чувствовали себя смущенными и не в своей тарелке»), они все равно шли. Они не хотели упустить ценную возможность пообщаться с важными клиентами [11].

Также стоит обратить внимание на сами стрип-клубы с приватными танцами. Исследование, проведенное Великобританским сообществом им.Фоссет (UK Fawcett Society), основывавшееся на анонимных показаниях городских работников, показало, что «уже входит в норму» развлекать клиентов таким образом [12]. Можно даже сказать, этого ожидают. Когда в Ковентри (Англия) стрип-клубы с приватными танцами ждали своих лицензий на открытие, «ведущий бизнесмен» заявил, что «если Ковентри хочет стать серьезной площадкой для бизнеса, в нем должны быть места с ‘развлечениями для взрослых’ – в том числе и стрип-клубы с приватными танцами» [13]. Как мужчинам удавалось заниматься бизнесом до того, как появились заведения, где обнаженные женщины могли бы помассировать их пенис своими гениталиями? «Среди моих клиентов очень немалая часть – это городские бизнесмены», - таким образом Питер Стрингфеллоу (Peter Stringfellow), владелец ряда ночных клубов и стрип клубов (прим.ред.), прокомментировал увольнение четырех сотрудников-граждан США из инвестиционного банка Морган Стэнли (Morgan Stanley) за то, что они посещали стрип-клуб во время участия в конференции [14]. На веб-сайте Стрингфеллоу для «всемирно известных клубов обнаженных танцев» есть отдельная страница, посвященная корпоративным мероприятиям, на которой клубы описаны как «идеальный вариант для приватных развлечений для корпоративных клиентов». Следующее сообщение с волнением спрашивает: «Вот, вы только что совершили крупную сделку или только собираетесь это сделать, но на ваших партнеров нужно немного поднадавить. Итак, скажите мне, куда вы пойдете, чтобы подтолкнуть их к сделке?». В качестве ответа предлагается изображение «вашего идеального приватного столика на вечеринке». Данный стол отличается от традиционного тем, что в самом центре его находится шест. Несомненно, любая женщина-инвестор, присутствующая при заключении сделки, будет в восторге от того, насколько удобно оплачивать «Райские деньги Стрингфеллоу» (с изображением нагой женщины, обхватившей шест) своей корпоративной кредиткой, чтобы засовывать их под подвязку вращающейся между тарелок обнаженной танцовщицы [15]. Как «идеально» иметь возможность обедать со своими коллегами и устанавливать отношения с важными клиентами, наслаждаясь видом гениталий другой женщины. Или, возможно, у нее будет болеть голова, и она останется дома. Клубы Стрингфеллоу далеко не первопроходцы в предоставлении подобных услуг корпоративным клиентам. В ходе написания доклада «Корпоративный сексизм» сообщество им.Фоссет обнаружили, что 41% стрип-клубов Великобритании направленно продвигают корпоративные развлечения на своих веб-сайтах, а 86% лондонских клубов предлагают предоставление чеков без указания имени и типа заведения, которые позволяли бы включить вечерние мероприятия в расходы компании.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ....


Tags: дискриминация в карьере, заблуждения о гендере, стереотипы, экономика
Subscribe

Posts from This Journal “заблуждения о гендере” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments